Оказывается, для каждого из нас всё имеет свою цену — даже для младенцев. Младенцы в возрасте около одного года чаще готовы принять из рук доброго самаритянина меньшее количество подарков или угощений, чем иметь дело с каким-нибудь злодеем, даже если он предложил им больше. Вместе с тем, дети гораздо чаще согласны иметь дело с плохим человеком, когда его посулы значительно превышают по ценности предложения добродетельного человека, утверждается в новом исследовании, опубликованном в журнале Cognition.

Moral-Babies_v3YNews

«Я бы назвал это исследование «сделкой с дьяволом», — сказал аспирант кафедры психологии Арбер Тасими, который изучал этот вопрос вместе с психологом из Йельского университета Карен Уинн.

Разработанный этими учёными эксперимент был довольно прост: когда имеется выбор между меньшим и большим количеством даров, что выберут дети и младенцы? Неудивительно, что они почти всегда выбирают то, что больше по количеству. Но исследователи хотели узнать, имеет ли какое-то значение, кто им предложил гостинцы — хороший или плохой персонаж.

В одном эксперименте пятилетним и восьмилетним детям представили двух персонажей – одного описали как плохого мальчишку, а другого — как хорошего. Затем детям сказали, что плохой мальчик предложил им больше наклеек (2, 4, 8 или 16), чем хороший мальчик, который предложил всего одну наклейку. Когда разница между предложениями была незначительной, большинство детей были готовы отказаться от большего количества наклеек и соглашались иметь дело с хорошим ребёнком. Но, когда количество наклеек возросло до 16, большинство детей были готовы «продаться» нехорошему мальчику.

Оказывается, подобная моральная дилемма  встаёт даже перед 12-месячными и 13-месячными детьми. В эксперименте Тасими и Уинн показали младенцам кукольный спектакль с участием персонажа, который безуспешно пытается открыть прозрачный ящик с игрушками. При очередной попытке одна кукла помогла открыть ему ящик, но другая захлопнула её. Впоследствии плохой персонаж предложил детям два крекера, а хороший — только один крекер. Примечательно, говорят исследователи, что более 80 процентов младенцев взяли единственный крекер у хорошего кукольного героя. Но когда плохой персонаж увеличил своё предложение до восьми крекеров, дети продемонстрировали большую готовность иметь с ним дело.

«Когда я рассказываю об этих выводах, люди часто шутят, что маленькие дети — продажные натуры, но я думаю, что всё не так цинично, — сказал Тасими. —  Даже в раннем возрасте мы готовы на личные траты, чтобы избежать общения с обидчиками в пользу доброхотов».

А как насчет тех участников, которые отвергли любую подачку от плохих парней?

«Я думаю, что захватывающие перспективы для дальнейших исследований будут включать в себя изучение того, как индивидуальные различия, даже в первые месяцы жизни, влияют на наши суждения о хорошем и плохом, правильном и неправильном», —  сказал он.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *