k-bigpic2NASA использует управляемые (то есть имеющие экипаж) роверы ещё со времён миссии Аполлон, когда астронавты пересекли поверхность Луны почти 20 раз на Лунном ровере. Даже после того как миссии Аполлон были завершены, агентство продолжило развивать оба концепта – как управляемых аппаратов, вроде Лунного электрического ровера (LER) и Малого герметичного ровера (SPR), так и не управляемых – вроде проекта Марсохода. Многоцелевое Космическое исследовательское средство (SEV) – это последний виток разработок NASA, которое впервые было представлено в 2007 году, и включило в себя обширный опыт инженеров агентства.

SEV имеет размеры небольшого грузовика-пикапа, и представляет собой двухмодульное средство (космический и наземный модули), примерно 5 метров в длину и 3 метра в ширину, и весом около 2600 килограмм. Его кабинная секция может использоваться как независимый космический аппарат для орбитальных миссий вроде починки спутников или сборки телескопов, а может сбрасываться на поверхность планеты вместе со своим шасси «Chariot» для наземных исследований. Кабина спроектирована для поддержания жизнедеятельности двух астронавтов на срок до двух недель, однако в экстренных случаях может вмещать до четырёх человек. А поскольку она является герметичной, то пассажирам нет необходимости носить громоздкие скафандры, находясь внутри аппарата.

Для работы в космосе, кабина вездехода оснащена парой рук-манипуляторов, которыми операторы могут, к примеру, захватывать спутники. Однако главной задачей SEV являются исследовательские миссии. Помимо герметичного внутреннего пространства, ровер имеет  воздушный шлюз и стыковочный узел, благодаря которым команда может быстро зайти или выйти из судна. Это позволяет астронавтам разбить обычный 4-8 часовой марафон по поверхности в серию множественных коротких вылазок, между которыми они могут отдохнуть внутри ровера.

2Секция «Chariot» же представляет собой 12-колёсное шасси, которое может двигаться в любом направлении, развивать скорость до 10 километров в час и спроектировано так, что требовать минимум обслуживания на протяжении своего десятилетнего срока службы. Оно питается подключаемой литий-ионной батареей удельной ёмкостью 125 ватт-час на килограмм массы (NASA в настоящее время работает над 200 ватт-час/килограмм версией, которая необходима полётному модулю). При этом шасси для передвижения не требуется кабина – то есть астронавты могут ездить на нём, фактически, как на повозке. Это весьма удобно, когда есть потребность использовать шасси в качестве грузового транспорта – оно может нести до 900 килограмм груза.

3Платформа способна не только разворачиваться на месте, взбираться на 40-градусные склоны и ездить в любом направлении, она также может опуститься на землю, чтобы позволить операторам ближе рассмотреть поверхность прямо перед аппаратом — и даже обойти боком препятствия, которые она не может преодолеть. Вдобавок к этому, шасси может оснащаться кранами, экскаваторными ковшами, бульдозерными лезвиями и другими инструментами, в зависимости от задач миссии – например, для строительства давно ожидаемой лунной базы.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *