Внутри древней китайской статуи сидящего Будды исследователи обнаружили сюрприз: В ней оказались мумифицированные останки буддийского монаха, жившего около 1000 лет назад.

mummy-buddha

Впервые секрет позолоченной статуи раскрылся, когда реставраторы начали работы по её восстановлению много лет назад. Но останки не изучались детально, пока учёные не взяли образцы тканей и не провели несколько тщательных сканирований в конце прошлого года.

Эта статуя из папье-маше, которая имеет приблизительные размеры сидящего человека и покрыта лаком и золотой краской, имеет довольно тёмную историю. По всей видимости, она хранилась в монастыре в юго-восточном Китае в течение столетий. Во времена Культурной революции она, судя по всему, была вывезена из страны.

После этого статуя продавалась и покупалась, пока в 1996 году один частный коллекционер не решил отреставрировать несколько небольших трещин, появившихся за долгие годы на её золотой краске. Но когда реставратор снял статую с её деревянной платформы, он обнаружил две подушечки с китайскими письменами, помещённые под колени фигуры. Когда же он удалил эти подушки, он обнаружил внутри человеческие останки.

Мумия сидела на свёрнутом тканом ковре, покрытом китайскими письменами.

С помощью радиоизотопного анализа исследователи сумели установить, что монах, который превратился в мумию, жил в 11 или 12 веке, а ковёр старше его примерно на двести лет.

Последовавшие затем сканирования показали ещё одну странную деталь — вместо лёгких внутри мумии находятся мелкие клочки бумаги, испещрённые китайскими письменами.

Текст, найденный вместе с мумией, позволил узнать, что когда-то этот человек был высокоуважаемым монахом по имени Ликуань, и его почитали как Будду, или как учителя, помогающего обрести просветление.

Пока до конца не ясно, как именно Ликуань превратился в мумию, однако «В Китае, а также в Японии, Лаосе и Корее существует давняя традиция самомумификации», рассказывает Винсент ван Вильстерен, куратор отдела археологии Музея Дренте в Голландии, где мумия пребывала в прошлом году.

В некоторых случаях стареющие буддийские монахи медленно морили себя голодом, пока из их тел не уходили вызывающие разложение жиры и жидкости, одновременно питаясь сосновой хвоёй и смолой, чтобы стимулировать процесс мумификации. Когда они подходили к порогу смерти, их хоронили заживо, оставляя только маленькую трубку для дыхания, чтобы они могли медитировать, пока не наступит смерть.

«Существуют исторические записи о стареющих монахах, которые провели над собой эту процедуру», говорит ван Вильстерен. «Но относится ли это к Ликуаню, нам пока неизвестно».


Добавить комментарий